Всё для Web Дизайнера - Pascal: Учим Turbo Pascal, введение в Turbo Pascal, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль(Продолжение), операторы языка Паскаль, процедуры и функции, массивы, графика в системе Турбо Паскаль, графика в системе Турбо Паскаль(продолжение), графика в системе Турбо Паскаль, циклы в графике. Html, css, cgi, php, python, mysql, delphi, pascal, раскрутка сайта,  дизайн навигации, оптимизация страниц сайта, регистрация в поисковиках, шрифты, иконки, звуки, графика, картинки, обои для рабочего стола, Xak, Графика и анимация, Обои, Регистрационные ключи, лекарство для программ, взлом программ, взлом и интернет, хакеры, спам, вирусы, 3D Max, Corel Draw, Flash, Dreamweaver, Учим Turbo Pascal, введение в Turbo Pascal, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль(Продолжение), операторы языка Паскаль, 
процедуры и функции, массивы, графика в системе Турбо Паскаль, графика в системе Турбо Паскаль(продолжение), графика в системе Турбо Паскаль, циклы в графике.

Программирование
Web мастеру
3D Графика и анимация
Сетевая безопасность

Гостевая книга
Форум
Ссылки
Услуги

Rambler's Top100
TopCTO Компьютеры цены продажа


Компьютеры

Назад     Читать дальше
На главную страницу > > В раздел программирование > > В раздел Pascal

Графика в системе Турбо Паскаль.

Графика в Турбо Паскале
Экран дисплея ПК представляет собой прямоугольное поле, состоящее из большого количества точек. Дисплей может работать в текстовом и графическом режимах. Но в отличие от текстового режима в графическом режиме имеется возможность изменять цвет каждой точки.
Чтобы сделать процесс графического программирования более эффективным, фирма Borland International разработала специализированную библиотеку Graph (в этом библиотечном модуле содержится 79 графических процедур, функций, различных стандартных констант и типов данных), набор драйверов, позволяющих работать с разными типами мониторов, и набор шрифтов для вывода на графический экран текстов разной величины и формы.
Аппаратная поддержка графики ПК обеспечивается двумя основными модулями: видеомонитором и видеоадаптером. Какой бы адаптер ни был установлен на компьютере, мы можем использовать один и тот же набор графических процедур и функций Турбо Паскаля благодаря тому, что их конечная настройка на конкретный адаптер осуществляется автоматически. Эту настройку выполняют графические драйверы.
Запуск и завершение работы в графической системе осуществляется следующим образом:
1. Подключить модуль Graph (библиотеку графических процедур): normal">uses Graph;
2. Установить графический режим:
- описываем переменные, которые определяют графический драйвер и монитор:
var gd, gm: integer;
- задаем команду ПК для самовыбора значений переменных:
gd:=Detect;(значение gm после команды gd:=detect; определяется автоматически)
- инициализируем графический режим:
InitGraph( gd, gm,’ указывается путь к драйверу, чем подробнее, тем лучше’)
С этого момента все графические средства доступны пользователю.
3. Завершить работу в графической системе: CloseGraph;
Глава 6. Графика в системе Турбо Паскаль
Базовые процедуры и функции
Для построения изображений на экране используется система координат. Отсчет начинается от верхнего левого угла экрана, который имеет координаты (0,0). Значение Х (столбец) увеличивается слева направо, значение Y (строка) увеличивается сверху вниз. Чтобы строить изображения, необходимо указывать точку начала вывода. В текстовых режимах эту точку указывает курсор, который присутствует на экране. В графических режимах видимого курсора нет, но есть невидимый текущий указатель CP (Current Pointer). Фактически это тот же курсор, но он невидим.

Процедуры модуля Graph
Процедура Формат Действие
SetColor SetColor (a: word); Устанавливает цвет, которым будет осуществляться рисование
SetBkColor SetBkColor (a: word); Устанавливает цвет фона
SetFillStyle SetFillStyle (a,b: word); a – стиль закраски, b – цвет Устанавливает стиль и цвет закраски
SetLineStyle SetLineStyle (a,b,c: word); а – стиль линии, b- образец построения линии (может устанавливаться пользователем), с-толщина линии Устанавливает стиль и толщину линии
SetTextStyle SetTextStyle (a,b,c: word); Устанавливает шрифт, стиль и размер текста
SetFillPattern SetFillPattern (Pattern: FillpatternType; Color:word); Pattern- маска Выбирает шаблон заполнения, определенный пользователем
ClearDivice ClearDivice Очищает экран и устанавливает текущий указатель в начало
SetViewPort SetViewPort (x1, y1 , x2, y2 : integer, Clip:boolean); Устанавливает текущее окно для графического вывода
ClearViewPort ClearViewPort Очищает окно
PutPixel PutPixel (a,b,c :integer); Рисует точку цветом с в (x,y)
Line Line(x1, y1 , x2,y2 :integer); Рисует линию от (x1, y1) к (x2,y2)
Rectangle Rectangle (x1, y1 , x2, y2:integer ); Рисует прямоугольник с диагональю от (x1, y1) к (x2, y2)
Bar Bar (x1, y1 , x2, y2:integer); Рисует закрашенный прямоугольник
Bar3D Bar3D (x1, y1 , x2,y2, d:integer, a:boolean); Рисует трехмерную полосу (параллелепипед)
Circle Circle (x,y,r: word); Рисует окружность радиуса r с центром в точке (x, y)
Arc Arc(x, y, a, b, R:integer); a, b- начальный и конечный углы в градусах Рисует дугу из начального угла к конечному, используя (x,y) как центр
Ellipse Ellipse (x, y, a, b, Rx, Ry: integer); a, b- начальный и конечный углы в градусах Рисует эллиптическую дугу от начального угла к конечному, используя (x, y) как центр
FillEllipse FillEllipse (x, y, Rx, Ry:integer); Rx, Ry – вертикальная и горизонтальная оси Рисует закрашенный эллипс
MoveTo MoveTo (x, y:integer); Передвигает текущий указатель в (x, y)
MoveRel MoveRel(x, y : integer); Передвигает текущий указатель на заданное расстояние от текущей позиции на x по горизонтали и на y по вертикали
OutText OutText (text: string); Выводит текст от текущего указателя
OutTextxy OutTextxy(x, y: integer, text: string); Выводит текст из (x, y)
Sector Sector(x, y, a, b, Rx, Ry: integer); a, b- начальный и конечный углы в градусах Рисует и заполняет сектор эллипса
Функции модуля Graph
GetBkColor Возвращает текущий фоновый цвет
GetColor Возвращает текущий цвет
GetX Возвращает координату X текущей позиции
GetY Возвращает координату Y текущей позиции
GetPixel Возвращает цвет точки в (x, y)
Глава 6. Графика в системе Турбо Паскаль
Экран и окно в графическом режиме
По аналогии с текстовыми режимами графический экран может рассматриваться как одно большое или несколько меньших по размеру окон. После установки окна вся остальная площадь экрана как бы не существует, и весь ввод-вывод осуществляется только через окно. В каждый отдельный момент может быть активным только одно окно. Если окон несколько, за переключение ввода-вывода в нужное окно отвечает программист.
По умолчанию окно занимает весь экран, значения координат его левого верхнего и правого нижнего угла устанавливаются автоматически процедурой инициализации InitGraph.
Если требуется создать окно, следует воспользоваться процедурой SetViewPort (x1, y1, x2, y2 : integer, Clip:boolean) ; где x1, y1 – координаты левого верхнего угла, x2, y2 –
координаты правого нижнего угла окна. Параметр Clip определяет, будет ли рисунок отсекаться при выходе за границы окна (Clip:= True) или нет (Clip:=False). После создания окна за точку отсчета принимается верхний левый угол окна, имеющий координаты (0,0).
Координатную систему полного экрана можно восстановить, в частности, с помощью ClearDevice или задав в процедуре установки окна максимально возможные значения:
SetViewPort( 0, 0, GetMaxX, GetMaxY, true);
Необходимо помнить, что в отличие от текстовых окон графические окна после команды установки фона SetBkColor и очистки с помощью ClearViewPort меняют фон вместе с общим фоном экрана. Поэтому фон (точнее «закраску») графического окна следует устанавливать с помощью процедур SetFillStyle и SetFillPattern.
Глава 6. Графика в системе Турбо Паскаль
Вывод простейших фигур
Вывод точки
Какие бы изображения не выводились на экран, все они построены из точек, теоретически можно создать любое изображение путем построения точек определенного цвета в нужном месте экрана. В библиотеке Graph вывод точки осуществляется процедурой
PutPixel (x, y: integer, color:word);
где x, y: координаты расположения точки, color – цвет.
Возможные значения Color приведены в таблице:
Цветовая шкала
Цвет Код Цвет Код
Black – черный 0 DarkGray – темно-серый 8
Blue – синий 1 LightBlue – голубой 9
Green - зеленый 2 LightGreen – ярко-зеленый 10
Gyan – бирюзовый 3 LightGyan – ярко-бирюзовый 11
Red – красный 4 LightRed – ярко-красный 12
Magenta – малиновый 5 LightMagenta – ярко-малиновый 13
Brown – коричневый 6 Yellow – желтый 14
LightGray – светло-серый 7 White – белый 15
Пример.
PutPixel(320, 240, 4); ь
э- выводит в центре экрана точку красного цвета
PutPixel(320,240, Red);ю
Вывод линии
Из точек строятся линии (отрезки прямых). Это можно сделать с помощью процедуры
Line (x1, y1 , x2,y2 :integer);
где x1, y1 – координаты начала, x2,y2 - координаты конца линии, например Line(1,1,600,1);
В процедуре Line нет параметра для установки цвета. В этом случае цвет задается процедурой SetColor (цвет: word); где цвет из таблицы 1.
Пример.
SetColor(Gyan);
Line(1,1,600,1);
Для черчения линий применяются еще две процедуры: LineTo и LineRel. Процедура LineTo (x,y: integer) строит линию из точки текущего положения указателя в точку с координатами x,y. Процедура LineRel (dx,dy: integer) проводит линию от точки текущего расположения указателя (x, y) в точку x+dx, y+dy.
Турбо Паскаль позволяет вычерчивать линии самого различного стиля: тонкие, широкие, штриховые, пунктирные и т.д. Установка стиля производится процедурой SetLineStyle(a,b,c: word), где a устанавливает тип строки, возможные значения которого приведены в таблице 2; b – образец, с – толщина линии, определяемая константами, указанными в таблице 3. Если применяется один из стандартных стилей, то значение b равно 0. Если пользователь хочет активизировать собственный стиль, то значение b =4. В этом случае пользователь сам указывает примитив (образец), из которого строится линия.
Например:
SetLineStyle(1,0,1);
Line(15,15, 150,130);
или
SetLineStyle(UserBitLn,$5555,ThickWidth);
Line(15,15, 150,130);

таблица 2
Константа Значение Описание
SolidLn 0 Непрерывная линия
DottedLn 1 Линия из точек
CenterLn 2 Линия из точек и тире
DashedLn 3 Штриховая линия
UserBitLn 4 Тип пользователя

таблица 3
Константа Значение Описание
NormWidth 1 Нормальная толщина (1 пиксель)
ThickWidth 3 Жирная линия (3 пикселя)

Пример: Написать программу, которая вычерчивает треугольник красной линией в центре экрана.
Program treug;
uses graph; { подключение библиотеки графических процедур}
var gd,gm: integer; {описание переменных, определяющих графический драйвер и монитор}
begin
gd:=detect; {определение значений переменных по выбору ПК}
initgraph(gd, gm, ‘ c/bp’); {инициализация графического режима}
SetColor(4); {задание цвета линии}
SetLineStyle(1,0,3); {задание стиля линии}
Line(320, 240, 320, 180);
Line(320, 240, 390, 240);
Line(390, 240, 320, 180);
end.
Глава 6. Графика в системе Турбо Паскаль
Построение многоугольников
Построение прямоугольников
Для построения прямоугольных фигур имеется несколько процедур. Первая из них – вычерчивание одномерного прямоугольника: Rectangle (x1, y1 , x2, y2:integer ), где x1, y1 – координаты левого верхнего угла, x2, y2- координаты правого нижнего угла прямоугольника. Область внутри прямоугольника не закрашена и совпадает по цвету с фоном.
Более эффектные для восприятия прямоугольники можно строить с помощью процедуры Bar (x1, y1 , x2, y2:integer), которая рисует закрашенный прямоугольник. Цвет закраски устанавливается с помощью SetFillStyle. Еще одна эффектная процедура: Bar3D (x1, y1 , x2,y2, d: integer, a:boolean) вычерчивает трехмерный закрашенный прямоугольник (параллелепипед). При этом используются тип и цвет закраски, установленные с помощью SetFillStyle. Параметр d представляет собой число пикселей, задающих глубину трехмерного контура. Чаще всего его значение равно четверти ширины прямоугольника ( d:= (x2 - x1) div 4 ). Параметр a определяет, строить над прямоугольником вершину (а:=True) или нет (a:=False).
Примеры использования:
1. SetColor(Green);
Rectangle (200, 100, 250,300);
2. SetFillStyle(1,3);
Bar(10,10,50,100);
3. SetFillStyle(1,3);
Bar3D(10,10,50,100,10,True);
Построение многоугольников
Многоугольники можно рисовать самыми различными способами, например с помощью процедуры Line. Однако в Турбо Паскале имеется процедура DrawPoly, которая позволяет строить любые многоугольники линией текущего цвета, стиля и толщины. Она имеет формат DrawPoly( a: word, var PolyPoints)
Параметр PolyPoints является нетипизированным параметром, который содержит координаты каждого пересечения в многоугольнике. Параметр а задает число координат в PolyPoints. Необходимо помнить, что для вычерчивания замкнутой фигуры с N вершинами нужно передать при обращении к процедуре DrawPoly N+1 координату, где координата вершины с номером N будет равна координате вершины с номером 1.
Проиллюстрируем на примере:
program tr; {Программа вычерчивает в центре экрана треугольник красной линией}
uses crt, graph;
var gd, gm: integer;
pp: array[1..4] of PointType;
xm, ym, xmaxD4, ymaxD4:word;
begin
gd:= detect;
Initgraph(gd, gm, ‘ c/bp’);
xm:=GetmaxX; ym:=GetmaxY;
xmaxD4:=xm div 4;
ymaxD4:= ym div 4;
{определение координат вершин}
pp[1].x := xmaxD4;
pp[1].y := ymaxD4;
pp[2].x := xm - xmaxD4;
pp[2].y := ymaxD4;
pp[3].x := xm div 2;
pp[3].y := ym - ymaxD4;
pp[4] :=pp[1];
SetColor(4); {цвет для вычерчивания}
DrawPoly(4,pp); {4 – количество пересечений +1}
readln;
CloseGraph
end.
В результате работы программы на экране появится красный треугольник на черном фоне. Изменить фон внутри треугольника можно с помощью процедуры FillPoly(a: word, var PolyPoints). Значения параметров те же, что и в процедуре DrawPоly. Действие тоже аналогично, но фон внутри многоугольника закрашивается. В качестве примера нарисуем в левой верхней части экрана четырехугольную звезду зеленого цвета:
program g;
uses crt, graph;
const
Star: array[1..18] of integer = (75, 0, 100, 50, 150, 75, 100, 100, 75, 150, 50, 100, 0, 75, 50, 50, 75, 0);
var
gd, gm: integer;
begin
gd:= detect;
initgraph(gd, gm, ‘ c/bp’);
SetFillStyle(1,2);
FillPoly(9,Star); {9 – количество пересечений + 1}
CloseGraph;
Назад     Читать дальше
На главную страницу > > В раздел программирование > > В раздел Pascal

Hosted by uCoz