Всё для Web Дизайнера - Pascal: Учим Turbo Pascal, введение в Turbo Pascal, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль(Продолжение), операторы языка Паскаль, процедуры и функции, массивы, графика в системе Турбо Паскаль, графика в системе Турбо Паскаль(продолжение), графика в системе Турбо Паскаль, циклы в графике. Html, css, cgi, php, python, mysql, delphi, pascal, раскрутка сайта,  дизайн навигации, оптимизация страниц сайта, регистрация в поисковиках, шрифты, иконки, звуки, графика, картинки, обои для рабочего стола, Xak, Графика и анимация, Обои, Регистрационные ключи, лекарство для программ, взлом программ, взлом и интернет, хакеры, спам, вирусы, 3D Max, Corel Draw, Flash, Dreamweaver, Учим Turbo Pascal, введение в Turbo Pascal, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль(Продолжение), операторы языка Паскаль, 
процедуры и функции, массивы, графика в системе Турбо Паскаль, графика в системе Турбо Паскаль(продолжение), графика в системе Турбо Паскаль, циклы в графике.

Программирование
Web мастеру
3D Графика и анимация
Сетевая безопасность

Гостевая книга
Форум
Ссылки
Услуги

Rambler's Top100
TopCTO Компьютеры цены продажа


Компьютеры

Назад     Читать дальше
На главную страницу > > В раздел программирование > > В раздел Pascal

Процедуры и функции.

Стандартные библиотечные модули
В систему Турбо Паскаль версии 6.0. и старше включены 8 модулей: System, Crt, Dos, Graph, Graph3, Overlay, Printer, Turbo3 и специализированная библиотека Turbo Vision. Модуль System подключается по умолчанию, поэтому в любой программе становятся доступными все его встроенные процедуры и функции (см главу 1.3.). Остальные модули должны подключаться с помощью зарезервированного слова uses с добавлением имени модуля. Например: uses Crt.
Рассмотрим кратко назначение каждого модуля.
System - сердце Турбо Паскаля. Подпрограммы, содержащиеся в нем, обеспечивают работу всех остальных модулей системы.
Crt - содержит средства управления дисплеем и клавиатурой компьютера.
Dos - включает средства, позволяющие реализовывать различные функции Dos.
Graph3 - поддерживает использование стандартных графических подпрограмм.
Overlay - содержит средства организации специальных оверлейных программ.
Printer - обеспечивает быстрый доступ к принтеру.
Turbo3 - обеспечивает максимальную совместимость с версией Турбо Паскаль 3.0.
Graph - содержит пакет графических средств.
Turbo Vision - библиотека объектно-ориентированных программ для разработки пользовательских интерфейсов.
На примере модуля Crt познакомимся поближе с работой встроенных процедур и функций. Он устанавливает режим работы адаптера дисплея, организует вывод в буфер экрана, регулирует яркость свечения символов и т.д. С момента подключения пользователю доступны все содержащиеся в нем стандартные средства. Рассмотрим некоторые из них.
§ Установка текстового режима
TextMode(Mode:integer);
Значение Mode равно 1 (40 / 25) или 3(80 / 25).
§ Очистка экрана
ClrScr – полностью очищает экран;
ClrEol – стирает все символы в строке, начиная с текущей позиции до конца строки;
§ Управление курсором
GotoXY(x,y) – перемещает курсор в позицию, заданную координатами x, y.
§ Управление цветом
TextColor(Color:byte) - установка цвета выводимых символов;
TextBackGround(Color) – цвет фона.
Чтобы добавить при выводе эффект мерцания, при установке цвета указывается Blink (16).
Пример. Вывести в центре экрана цветными символами слово «Привет» с эффектом мерцания.
Program primer;
Uses crt;
Begin
TextMode(3);
Clrscr;
Gotoxy(36,12);
Textcolor(5+16);
Write(‘Привет’);
End.
Глава 3. Процедуры и функции
Процедуры
Для использования подпрограммы-процедуры необходимо сначала описать процедуру, а затем обращаться к ней (обращение к процедуре – отдельный оператор). Описание процедуры включает заголовок (имя) и тело процедуры. Заголовок состоит из зарезервированного слова procedure, имени процедуры и, заключенного в скобки, списка формальных параметров с указанием типа. Название «формальные» эти параметры получили в связи с тем, что в этом списке заданы только имена для обозначения исходных данных и результатов работы процедуры, а при вызове подпрограммы на их место будут поставлены конкретные значения. Тело процедуры – блок, по структуре аналогичный программе.
При создании программ, использующих процедуры, следует учитывать, что все объекты, которые описываются после заголовка в теле процедуры, называются локальными объектами и доступны только в пределах этой процедуры.
Все объекты, описанные в вызывающей программе, называются глобальными и являются доступными внутри процедур, вызываемых этой программой.
Общий вид описания процедуры:
Procedure <имя> (список формальных параметров, блок описания);
Const …; щ
… э блок описания
Var ….; ы
begin
<операторы>
end;
Пример 1. Вывести по четырем углам экрана свое имя цветными буквами, можно с эффектом мерцания.
Program names;
Uses crt;
Procedure name(x, y, c: byte, );
Begin
Gotoxy (x, y);
Textcolor(c); {textcolor (c+16);}
Write(‘Имя’);
end;
begin
Clrscr; {очистка экрана}
name (2,2, 14);
name (2, 22, 8);
name (75,2, 3);
name (75, 22, 5);
End.
Пример 2. Найти наибольшее из четырех чисел, используя подпрограмму нахождения наибольшего из двух чисел.
Program max;
Uses crt;
Var a, b, c, d, m, p, q:real;
Procedure Bd(x,y:real, var z: real);
Begin
If x>y then z:=x
else z:=y;
end;
begin
Clrscr; {очистка экрана}
Write(‘Введите числа’);
Readln(a,b,c,d);
Bd (a, b, p);
Bd (c, d, q);
Bd (p, q, m);
Writeln(‘наибольший элемент’, m:8:3);
End.
Глава 3. Процедуры и функции
Функции
Подпрограмма-функция обрабатывает данные, переданные ей из главной программы, и затем возвращает полученный результат (в отличие от процедуры). Функция, определенная пользователем, состоит из заголовка и тела функции. Заголовок содержит зарезервированное слово Function, имя, список формальных параметров (заключенный в скобки) и тип возвращаемого функцией значения. Тело функции представляет собой локальный блок, по структуре сходный с программой. Общий вид описания функции:
Function <имя> (<параметры>): <тип результата>;
Const …; щ
… э блок описания
Var ….; ы
begin
<операторы>
end;
В разделе операторов должен находиться, хотя бы один оператор, присваивающий имени функции значение. Обращение к функции осуществляется по имени с указанием списка аргументов. Каждый аргумент должен соответствовать формальным параметрам и иметь тот же тип.
Пример 1. Найти значение следующего выражения: F(t) – F(c), где F(x)=Цx +2x2 +3x
Program m;
Uses crt;
Var t, c, r : real;
Function F(x: real) : real;
Begin
F:= sqrt(x)+ 2*sqr(x) + 3*x;
End;
Begin
Clrscr;
Write(‘Введите числа’);
Readln (t, c);
r:= F(t) – F(c);
write(‘результат =’, r:8:3); {8 символов на все число, 3 – на дробную часть, см п.1.4.2}
end.
Пример 2. Найти наибольшее из четырех чисел, используя подпрограмму нахождения наибольшего из двух чисел.
Program max;
Uses crt;
Var a, b, c, d, m, p, q:real;
Function Bid(x, y: real) : real;
Begin
If x>y then bid:=x
else bid:=y;
End;
Begin
Clrscr;
Write(‘Введите числа’);
Readln (a, b, c, d);
p:=bid(a, b);
q:= bid(c, d);
m:=bid(p, q);
write(‘наибольший элемент’, m:8:3);
end.
Глава 4. Массивы
Одномерные массивы
Все простые типы данных, рассматриваемые ранее, имеют два характерных свойства: неделимость и упорядоченность их значений. Составные, или структурированные, типы данных задают множество сложных значений с одним общим именем. Существует несколько методов структурирования, каждый из которых отличается способом обращения к отдельным компонентам. В данном учебном пособии будут рассмотрены только два структурированных типа данных: регулярный тип (массивы) и строковый тип (часть 5).
С понятием «массив» приходится встречаться при решении научно-технических, экономических задач обработки большого количества однотипных значений.
Таким образом, массив – это упорядоченная последовательность данных, состоящая из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип, и обозначаемая одним именем.
Название регулярный тип массивы получили за то, что в них объединены однородные элементы, упорядоченные (урегулированные) по индексам, определяющим положение каждого элементы в массиве.
Массиву присваивается имя, посредством которого можно ссылаться на него, как на единое целое. Элементы, образующие массив, упорядочены так, что каждому элементу соответствует совокупность номеров (индексов), определяющих его место в общей последовательности. Индексы представляют собой выражения простого типа. Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется обращением к имени массива с указанием индекса нужного элемента: <имя массива>[<индекс>].
Описание массива определяет его имя, размер массива и тип данных. Общий вид описания массива:
Type <имя нового типа данных>=array[<тип индекса>] of <тип компонентов>;
Далее, в перечне переменных указывается имя массива, и через двоеточие указывается имя нового типа данных. Массив может быть описан и без представления типа в разделе описания типов данных:
Var <имя массива>: array [<тип индекса>] of <тип компонентов>;
Чаще всего в качестве типа индекса используется интервальный целый тип.
Одномерные массивы
Линейный (одномерный) массив – массив, у которого в описании задан только один индекс, если два индекса – то это двумерный массив и т.д. Одномерные массивы часто называют векторами, т.е. они представляют собой конечную последовательность пронумерованных элементов.
Присваивание начальных значений (заполнение массива) заключается в присваивании каждому элементу массива некоторого значения, заданного типа. Наиболее эффективно эта операция осуществляется при помощи оператора for. Ввод данных может осуществляться : с клавиатуры, при помощи различных формул, в том числе и датчика случайных чисел.
Индексированные элементы массива называются индексированными переменными и могут быть использованы так же, как и простые переменные. Например, они могут находиться в выражениях в качестве операндов, им можно присваивать любые значения, соответствующие их типу и т.д.
Алгоритм решения задач с использованием массивов:
· Описание массива
· Заполнение массива
· Вывод (распечатка) массива
· Выполнение условий задачи
· Вывод результата
Пример 1. Задан одномерный массив В(10), заполненный произвольным образом. Подсчитать количество элементов массива, больших заданного числа k.
Program massiv;
Uses crt;
Var b:array [1..10] of integer;
I, k, s : integer;
Begin
Clrscr; S:=0;
For i:=1 to 10 do
Begin
Write(‘Введите’, i, ‘-й элемент массива ’);
Readln (B[i]);
Write(b[i], ‘ ‘);
End;
Write(‘Введите число k’);
Readln(k);
For i:=1 to 10 do
If b[i]>k then s:=s+1;
Write(‘Количество элементов’, s);
End.
Пример 2. Определить самую высокую температуру и самый теплый день в мае.
Program massiv;
Uses crt;
Var t:array [1..31] of integer;
I, max, n : integer;
Begin
Clrscr;
For i:=1 to 31 do
Begin
t[i]:=random(20);
Write(b[i], ‘ ‘);
End;
Max:=t[1]; n:=1;
For i:=2 to 31 do
Begin
If t[i] > max then max:=t[i]; n:=i ;
End;
Write(‘максимальная температура’, max, ‘в’, n, ‘день’);
End.
Назад     Читать дальше
На главную страницу > > В раздел программирование > > В раздел Pascal

Hosted by uCoz