Всё для Web Дизайнера - Pascal: Учим Turbo Pascal, введение в Turbo Pascal, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль(Продолжение), операторы языка Паскаль, процедуры и функции, массивы, графика в системе Турбо Паскаль, графика в системе Турбо Паскаль(продолжение), графика в системе Турбо Паскаль, циклы в графике. Html, css, cgi, php, python, mysql, delphi, pascal, раскрутка сайта,  дизайн навигации, оптимизация страниц сайта, регистрация в поисковиках, шрифты, иконки, звуки, графика, картинки, обои для рабочего стола, Xak, Графика и анимация, Обои, Регистрационные ключи, лекарство для программ, взлом программ, взлом и интернет, хакеры, спам, вирусы, 3D Max, Corel Draw, Flash, Dreamweaver, Учим Turbo Pascal, введение в Turbo Pascal, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль, основные понятия системы программирования Турбо Паскаль(Продолжение), операторы языка Паскаль, 
процедуры и функции, массивы, графика в системе Турбо Паскаль, графика в системе Турбо Паскаль(продолжение), графика в системе Турбо Паскаль, циклы в графике.

Программирование
Web мастеру
3D Графика и анимация
Сетевая безопасность

Гостевая книга
Форум
Ссылки
Услуги

Rambler's Top100
TopCTO Компьютеры цены продажа


Компьютеры

Назад     Читать дальше
На главную страницу > > В раздел программирование > > В раздел Pascal

Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль(Продолжение).

Логический (булевский) тип boolean определяется двумя значениями: true (истина) и false (ложь). Он применяется в логических выражениях и выражениях отношения. Для размещения в памяти - 1 байт.
Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль
Арифметические операции и стандартные функции
Арифметическим называется выражение, составленное из операндов – величин, над которыми производится операция, скобок и знаков операций. В результате вычисления выражения получается значение определенного типа. Порядок вычисления выражения определяется скобками и старшинством операций. Они делятся на арифметические, отношения, логические и другие. Операции могут быть унарными и бинарными.
Арифметические операции
Операция Действие Тип операндов Тип результата
Бинарные
+ Сложение Целый, вещественный Целый, вещественный
- Вычитание Целый, вещественный Целый, вещественный
* Умножение Целый, вещественный Целый, вещественный
/ Деление Целый, вещественный Вещественный
DIV Целочисленное деление Целый Целый
MOD Остаток от деления Целый Целый
Унарные
+ Сохранение знака Целый, вещественный Целый, вещественный
- Отрицание знака Целый, вещественный Целый, вещественный

Операции отношения
Операции отношения выполняют сравнение двух операндов и определяют, истинно значение или ложно. Сравниваемые величины могут принадлежать к любому типу данных, и результат всегда имеет логический тип, принимая одно значение из двух: истина или ложь.
Операция Название Выражение
= Равно А=В

<> Неравно А<>B
> Больше A>B
< Меньше A<B
>= Больше или равно A>=B
<= Меньше или равно A<=B

Стандартные математические функции
Обращение Тип аргумента Тип результата Функция
Abs(x) Целый, вещественный Целый, вещественный Модуль аргумента
Arctan(x) Целый, вещественный Вещественный Арктангенс
Cos(x) Целый, вещественный Вещественный Косинус
Exp(x) Целый, вещественный Вещественный ех - экпонента
Frac(x) Целый, вещественный Вещественный Дробная часть х
Int(x) Целый, вещественный Вещественный Целая часть х
Ln(x) Целый, вещественный Вещественный Натуральный логарифм
Random Вещественный Псевдослучайное число [0,1]
Random(x) Целый Целый Псевдослучайное число [0,х]
Round(x) Вещественный Целый Округление до ближайшего целого
Sin(x) Целый, вещественный Вещественный Синус
Sqr(x) Целый, вещественный Вещественный Квадрат х
Sqrt(x) Целый, вещественный Вещественный Корень квадратный из х
Trunc(x) Вещественный Целый Ближайшее целое, не превышающее х по модулю

Логические операции
Логические выражения в результате вычисления принимают логические значения True и False. Операндами это выражения могут быть логические константы, переменные, отношения. Идентификатор логического типа в Паскале: boolean.
В Паскале имеется 4 логические операции: отрицание -NOT, логическое умножение -AND, логическое сложение - OR, исключающее «или» -XOR . Использованы обозначения: T – true, F – false.
A B Not A A and B A or B A xor B
T T F T T F
T F F F T T
F F T F F F
F T T F T T
Приоритеты операций: not, and, or, xor. Операции отношения ( = , <> …) имеют более высокий приоритет, чем логические операции, поэтому их следует заключать в скобки при использовании по отношению к ним логических операций.
Пример. Составить программу, по которой будет выведено значение «истина», если точка с заданными координатами (x, y) лежит внутри некоторой области, и «ложь» – в противном случае. Область состоит из 2 частей: первая часть x Ј 0; y і -x-3 и y2 + x2 Ј 9, вторая часть - x і 0 и x2 + y2 Ј 25.
Решение: Данная область состоит из 2 частей. 1: x<=0; x2+y2<=9; y>= - x-3.
2: x>=0; x2+y2<=25.
Точка с координатами (x,y) лежит в данной области, если она принадлежит 1 или 2 части.
Program point;
Var x, y:real; L:boolean;
Begin
Writeln(‘Введите х и y’);
Readln(x,y);
L:= (x<=0) and (sqr(x)+sqr(y)<=9) and (y>=-x-3) or
(x>=0) and (sqr(x)+sqr(y)<=25);
writeln(‘Точка лежит в области?’, L);
end.
Результатом выполнения программы будет:
Введите x и y
2 0 {с клавиатуры сами ввели через пробел 2 и 0}
Точка лежит в области?TRUE

Приоритет операций (в порядке убывания):
· вычисление функции;
· унарный минус, not;
· умножение, деление, div, mod, and;
· сложение, вычитание, or, xor;
· операции отношения
Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль
Ввод и вывод данных
Решение даже самой простой задачи на компьютере не обходится без операций ввода – вывода информации. Ввод данных – это передача информации от внешнего носителя в оперативную память для обработки. Вывод - обратный процесс, когда данные передаются после обработки из оперативной памяти на внешний носитель (экран монитора, принтер, дискету или винчестер и другие устройства). Выполнение этих операций производится путем обращения к стандартным процедурам: Read, Readln, Write, Writeln.
Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль
Ввод данных с клавиатуры
Процедура чтения Read обеспечивает ввод данных для последующей их обработки программой. Общий вид: Read (<список переменных>);
В списке перечисляются имена переменных. Значения этих переменных набираются через пробел на клавиатуре и высвечиваются на экране после запуска программы. После набора данных для одной процедуры Read нажимается клавиша ввода Enter. Значения переменных должны вводиться в строгом соответствии с синтаксисом языка Паскаль. Если соответствие нарушено, то возникают ошибки.
Процедура чтения Readln аналогична процедуре Read, единственное отличие в том, что после считывания последнего в списке значения курсор переходит на начало новой строки.
Пример:
Program primer;
Var i, k:integer; c,d, s: real;
begin
readln (c,d);
read(i,k);

end.
В данном случае необходимо ввести сначала два действительных числа через пробел. Переменной с присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной d – значение, равное второму введенному числу. После ввода этих значений курсор переходит на начало новой строки (за это отвечает ln следующий за словом Read). Далее требуется ввести еще два целых числа, которые будут присвоены значениям переменных i и k соответственно.
Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль
Вывод данных
Процедура вывода Write производит вывод данных.
Общий вид: Write(<список вывода>);
В списке вывода могут быть представлены выражения допустимых типов данных (integer, real, char и т.д.) и произвольный текст, заключенный в апострофы.
Например, Write(‘Привет’); Write(34.7); Write(45+55); Write(b, d);
Процедура Writeln аналогична процедуре Write. Отличие в том, что после вывода последнего в списке выражения курсор переходит на начало новой строки.
В процедурах вывода Write и Writeln имеется возможность записи выражения, определяющего ширину поля вывода.
При рассмотрении форматов вывода примем следующие обозначения:
I, p, q – целочисленное выражение;
R - выражение вещественного типа;
# - цифра;
* - знак «+» или «- »;
_ - пробел.

Значение I Выражение Результат
324 Write (I); 324
34 Write (I, I, I); 343434
324 Write (I : 6); ___324
312 Write (I + I : 7); ____624

Значение R Выражение Результат
123.432 Write (R); __1.2343200000E+02
-1.34E+01 Write (R); _ -1.3400000000E+01
304.55 Write (R :15); 3.045500000E+02
Значение R Выражение Результат
304.66 Write (R :8 : 4); 304.6600
45.322 Write (R : 5 : 2); 45.32
Пример:
Program primer;
Var
a, b, c, sum:integer;
begin
a:=4; b:=6; c:=55;
Write(a:3); Write(b:3); Write(c:3);
Sum:=a+b+c;
Writeln (‘A=’,a);
Writeln (‘B=’,b);
Writeln (‘C=’,c);
Writeln (‘Сумма A+B+C равна ’, sum);
End.
Результат выполнения:
4 6 55
А=4
В=6
С=55
Сумма А+В+С равна 65
Назад     Читать дальше
На главную страницу > > В раздел программирование > > В раздел Pascal

Hosted by uCoz